Блог

Казначейское сопровождение контракта по 44 ФЗ

Согласно поправкам, внесенным Минфином в 44-ФЗ, поставщикам необходимо открывать счета в Казначействе в рамках госзаказа. Действующие в настоящий момент правила по казначейскому сопровождению касаются в первую очередь гособоронзаказа. Поставщик, который одержит победу в закупке, в обязательном порядке открывает счет в уполномоченном банковском учреждении. Все зачисления в рамках госконтрактов поступают именно на такие счета. Это дает возможность заказчику и органам по надзору контролировать все поступления.
Постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552 предусмотрен порядок казначейского сопровождения в текущем году. Этот же документ регламентирует условия сопровождения на 2024-2025 гг. Подлежат казначейскому сопровождению установленные группы госзакупок, в рамках которых предусмотрено перечисление авансовых платежей. Например, если на авансовый платеж нет обеспечения, а его размер аванса составляет более 100 млн рублей. Кроме того сопровождение имеет отношение к субконтрактам с авансами, заключаемым с сопровождением.

Какие контракты не подлежат казначейскому сопровождению по 44-ФЗ

Существуют исключения, в рамках которых средства по госконтрактам не подлежат сопровождению органами Казначейства:
  • В случае приобретения услуг по ЖКХ, по транспортировке грузов и пассажирским перевозкам ж/д транспортом;
  • При закупках с банковским сопровождением;
  • По контрактам, где роль исполнительных органов играет государственное учреждение.
Казначейское сопровождение не распространяется на закупки Минобороны согласно 275-ФЗ. То есть в том случае, если учет средств из бюджета ведется на специальных счетах, которые были открыты в уполномоченном банковском учреждении. Кроме того, казначейскому сопровождению не подлежат закупки, осуществляемые для служб внешней разведки и контрразведки, а также для холдинга «Росатом».
В том случае, если казначейское сопровождение применяется в отношении тех или иных закупок, заказчик указывает это в специальном уведомлении, в графике и непосредственно в госконтракте. Заказчик должен присвоить отдельный идентификатор каждому государственному контракту. Он указывается во всех расходниках.

Обязательства для победителей

Обязательства победителей указываются в госконтракте с казначейским сопровождением заказчиком:
  • Перечисление соисполнителей по контракту;
  • Необходимость в создании лицевых счетов в ТОФК;
  • Возможность направлять средств из бюджета на счета юридического лица только в соответствии с разрешенным целевым использованием (например, на выплату зарплаты или социального пособия);
  • Необходимость ведения раздельного учета:
  • В ТОФК необходимо предоставлять документацию, подтверждающую, что средства направляются на разрешенные цели;
  • В платежных документах и контрактах необходимо указать ИГК.

Сущность сопровождения

Поставщик, который победил в закупке, и субподрядчики, которые привлекаются в процессе реализации госконтракта, должны открыть счета в территориальных органах Казначейства. У каждой такой структуры открыт свой счет в ЦБ РФ. На данные счета осуществляется перевод авансовых средств, в соответствии с договором. После этого по требованию исполнителя Казначейство направляет средства на счета в ТОФК (удостоверившись, что они будут направлены на разрешенные цели).
Весь путь денежных средств контролируется благодаря специальному идентификатору контракта. Он должен быть отображен во всех расчетных документах.

Как происходит процесс?

Не позднее 21 дня после того, как будет заключен государственный контракт, оформляется акт о том, какой именно орган Казначейства будет осуществлять сопровождение. Поставщик направляет в это подразделение обращение вместе с госконтрактом и заявлением. Открытые счета производится на протяжении 1-2 рабочих дней.
Указанные в госконтрактах суммы находятся на казначейских счетах. Как говорилось ранее, перевод средств выполняется по требованию и на счет, который был открыт исполнителю в территориальной структуре.
Расход полученных средств производится согласно целевому назначению. Исключается возможность их использования для хранения на депозитном счет в банке, а также для осуществления вклада в имущество какого-либо предприятия. Кроме того, эти средства не могут быть переведены на счета, открытые в банковском учреждении подрядчиком, кроме отдельного целевого использования. Оплата выполняется как авансовым платежом, так и по факту затрат. При первом варианте поставщик должен представить контракт и сформированный ему счет, а Казначейство его оплачивает. В случае оплаты по факту вместе с договором поставщик направляет в Казначейство документацию, подтверждающую поставку продукции, выполнение работ и предоставление услуг. При этом денежные средства могут быть переведены на р/с.