Общий порядок осуществления казначейского сопровождения
Федеральное казначейство осуществляет сопровождение контрактов заказчиков на строгих условиях. В ПП РФ №2106 изложены правила и принципы КС, а также сведения об аналитических кодах, применяемые казначейством России с целью проверки операций по расходованию целевых средств.
Территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) с целью выполнения операций с целевыми средствами оформляют счет в отделениях ЦБ РФ. Он позволяет вести учет денежных средств организаций, которые не участвуют в бюджетном процессе.
В свою очередь, поставщики и подрядчики, которые являются получателями целевых средств, должны оформить лицевые счета в ТОФК. Они необходимы для списания и зачисления денег.
Для того, чтобы их потратить с лицевого счета, юридическое лицо, одновременно с платежным документом предоставляет в ТОФК государственный контракт и другие материалы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и счет-фактура, и акт приемки-передачи.
В отдельных случаях разрешается переводить целевые средства на счет в банке, а не на казначейский счет для госконтракта. Например, с целью исполнения обязательств компании по переводу заработной платы для персонала.
Правилами казначейского сопровождения предусмотрено включение в государственные контракты определенных требований. При этом подрядчик (поставщик) обязан:
- Оформить лицевой счет в ТОФК, необходимый для зачисления и расходования средств по операциям;
- Передать в Казначейство России и поставщику информацию об исполнителях;
- Отправить в ТОФК документацию, установленную правилами расходования целевых денег.
В расчетных и платежных документах, а также в документации, которая удостоверяет факт наличия денежных обязательств, отображается уникальный цифровой код или идентификатор государственного контракта (ИГК). В соответствии с ИГК обеспечивается полный контроль ведомством процесса реализации госконтракта, а также взаимных расчетов участников по имеющимся обязательствам.
Сотрудники ТОФК, отвечающие за реализацию государственных контрактов, имеют право требовать любые документы, удостоверяющие количество и факт поставляемой продукции, работ и услуг, а также порядок исполнения соглашения и целевое назначение расходования средств.
Казначейское сопровождение в 2023 году: нововведения
Казначейское сопровождение используется государством для контроля процесса расходования средств целевого назначения, направляемых из муниципального и федерального бюджета, а также из бюджета субъекта РФ.
Сопровождение со стороны органов Казначейства осуществляется в области расходования целевых средств, предусмотренного как в рамках госконтракта, так и по договорам коммерческого характера, которые заключаются с соисполнителями. В последнем случае заказчиком по контрактам считается получатель средств целевого назначения.
Положения ст. 242.23 Бюджетного кодекса РФ устанавливают правила казначейского сопровождения средств, выделяемых из бюджета, что связано с потребностью внесения дополнений. Например, в 2023 году контроль со стороны сотрудников ТОФК в сфере расходования целевых средств будет производиться на основе корректировок, включенных в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом № 488 от 21.11.2022 г, а также Федеральным законом № 466 от 5 декабря 2022 г.
На основании вышеуказанных правовых документов казначейское сопровождение в 2023 году будет осуществляться в отношении следующих средств целевого назначения:
- Финансовой помощи и бюджетных инвестиций организациям;
- Вкладов в уставные капиталы организаций из бюджетных инвестиций и субсидий;
- Предварительных выплат (авансов) по договорам на поставку продукции, а также выполнение работ и услуг, которые заключают получатели финансовой помощи, средств из государственного бюджета и взносов с исполнителями по договорам, финансирование которых осуществляется за счет вышеуказанных средств;
- Авансовых выплат по государственным договорам на поставку продукции, а также выполнение работ и услуг, сумма которых составляет 100 000 рублей и выше. Однако сопровождение в отношении средств автономных и бюджетных организаций со стоимостью 3 млн. рублей в 2023 г. не осуществляется;
- Авансовых выплат по договорам на поставку продукции, а также выполнение работ и услуг, сумма которых составляет 100 000 рублей и выше, которые заключаются автономными и бюджетными организациями за счет субсидируемых средств. При этом вышеуказанные заказчики должны открыть лицевые счета в ТОФК. Но контроль со стороны органов Казначейства за средствами по договору со стоимостью 3 млн рублей и более в 2023 году не осуществляется;
- Расчетов по госконтрактам со стоимостью от 3 млн рублей и выше, заключаемым в соответствии со ст. 93 44-ФЗ, и расчетов по договорам, которые были заключены с целью выполнения вышеуказанных договоров;
- Расчетов по контрактам по государственному оборонному заказу со стоимостью 3 млн. рублей и более, а также расчетов по договорам, заключаемым с целью их реализации (в 2023 году стоимость договора снижена до 3 млн. рублей, в отличие от 2022 года, когда нижний предел стоимости составлял 5 млн. рублей);
- Авансовых выплат по договорам на поставку продукции, а также реализацию работ и услуг, заключаемых исполнителями и соисполнителями с целью выполнения государственных контрактов о поставке продукции, а также выполнения работ и услуг в соответствии со ст. 5 466-ФЗ;
- Средств, которые получают ИП и организации в ситуациях, установленных правительственными органами в РФ.
Важно отметить, что положения Федерального закона № 448 используются по отношению к контрактам, которые действовали до 2023 года!
Постановлением РФ от 24.11.2021 № 2024 и положениями ст.242.23 БК РФ установлены правила расходования средств целевого назначения с лицевого счета в 2023 году для учета операций юридических лиц, которые не участвуют в бюджетном процессе.
Также в 2023 году в казначейском сопровождении произошли следующие изменения:
- Исключение положений об обеспечении контроля со стороны органов Казначейства в отношении средств целевого назначения, предоставляемых в соответствии с контрактами о субсидировании организаций, в том случае, если выделение средств фондам осуществлялось на финансовое обеспечение предоставления медпомощи;
- Средства, которые подлежат расширенному сопровождению со стороны ТОФК. Порядок осуществления расширенного надзора устанавливается правовыми документами правительства РФ:
- В отношении договоров с одним исполнителем в соответствии с Федеральным Законом № 44, заключаемых в сфере объектов капитального строительства (исключая договора государственного оборонного заказа);
- Контракты о выделении бюджетных инвестиций и субсидий на капитальные вложения в обособленные объекты. Средства, которые не подлежат сопровождению со стороны органов Казначейства, определены в статье 242.27 бюджетного кодекса РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 № 2438 в 2023 году были утверждены новые правила, на основании которых заказчикам разрешается производить расчеты с контрагентами без наличия лицевых счетов в органах ФК. Денежные средства с лицевых счетов участника КС можно переводить на р/с, которые были ранее открыты в кредитных организациях:
- Компаниям, которые осуществляют поставки оборудования и стройматериалов, расходы на покупку которых входят в смету на строительные работы, капремонт и реконструкцию. Сведения о них указываются в списке строительных материалов и оборудования, указанных в смете;
- Организациям, которые занимаются поставками продукции при представлении в органы Казначейства заказчиками по договорам, которые заключаются с целью выполнения соглашений, удостоверяющих поставку других продуктов, документации, установленных нормативами Минфина России.
С целью реализации вышеописанных требований:
- В списке содержатся названия стройматериалов и техники согласно проектным документам;
- Исполнитель передает перечень в ТОФК по адресу, в котором ему блы открыт лицевой счет участника казначейского надзора;
- ТОФК при переводе средств на р/с в банковских учреждениях компаниям, осуществляющим поставки стройматериалов и техники, проверяют присутствие в списке вышеуказанных позиций.
В заключение следует отметить, что несмотря на трудоемкость процесса КС, подобная надзорная деятельность дает возможность сделать закупки более эффективными как для поставщика, так и для заказчика. Важным достоинством для заказчика при использовании казначейского контроля является отслеживание всех исполнителей. Более того, требования к расширенному документообороту поставщика при участии органов КС исключают возможность появления недобросовестных поставщиков.