Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie
Согласен

Казначейское сопровождение по 223 ФЗ

Оставьте заявку на получение консультации
Консультацию проведет
Перезвоним в течение 20 минут
21.11.2025
5 минут
Содержание

Введение

Свобода закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ для государственных корпораций и компаний публично-правового характера столкнулась с серьёзным ограничением: с 2021 года активно применяется институт казначейского сопровождения. Этот механизм возводит Федеральное казначейство в роль главного контролёра расходования целевых бюджетных средств, превращая надзор в жёсткую финансовую дисциплину.

Суть и актуальность контроля

Казначейское сопровождение в рамках 223-ФЗ — это совокупность процедур, при которых Федеральное казначейство следит за целевым и эффективным расходованием средств, изначально поступивших из федерального бюджета, на каждом этапе исполнения договоров.

Отличия от 44-ФЗ и правовая база

В отличие от 44-ФЗ, где сопровождение зависит от размера контракта или статуса заказчика, в 223-ФЗ всё решает источник финансирования: под наблюдением — лишь те части контрактов, которые финансируются целевыми бюджетными средствами.

Правовая основа:

  • Бюджетный кодекс РФ, глава 24.4 (ст. 242.23 «Основы казначейского сопровождения»). обеспечивает юридическую базу обязанности казначейского сопровождения.
  • Статья 242.24 БК РФ регулирует расширенное сопровождение, когда к базовым проверкам добавляются дополнительные требования
  • Постановление Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021 «О правилах казначейского сопровождения», которым установлен порядок сопровождения, санкционирования операций и взаимодействия с лицевыми счетами.

Кто и что попадает под контроль

Обязанность сопровождать касается тех юридических лиц, чьи закупки финансируются целевыми бюджетными средствами — субсидиями, межбюджетными трансфертами, взносами в уставные капиталы дочерних структур и пр. Согласно БК РФ, именно такие средства подлежат сопровождению.

Особенно под контроль попадают государственные корпорации, публично-правовые компании, естественные монополии и дочерние организации с крупной долей госучастия.

Как работает механизм на практике

Механизм функционирует по следующим этапам:

  1. Идентификация — заказчик определяет, подпадает ли договор под сопровождение, и фиксирует это в своём учёте.
  2. Лицевой счёт — не коммерческий “специальный” банковский счёт, а лицевой счёт, открываемый участнику (получателю бюджетных средств) в системе Федерального казначейства, через который санкционируются операции.
  3. Платёж и документация — заказчик направляет в Казначейство распоряжение о платеже вместе с подтверждающими документами (акты, накладные и т. д.).
  4. Санкционирование — Федеральное казначейство проверяет операции на лицевом счёте: оценивается соответствие сумм и направлений использования средств условиям контракта и требованиям санкционирования.
  5. Платёж исполнителю — после позитивного решения средства перечисляются с лицевого счёта на банковский счёт поставщика.
  6. Расширенный контроль — если применяется расширенный режим, Казначейство дополнительно проверяет раздельный учёт финансово-хозяйственной деятельности, экономическое обоснование затрат и соответствие фактических расходов данным учёта.
Почему услуги казначейского сопровождения доверяют нам
Преимущества
Многолетняя экспертиза с 2014 г.
Опираясь на опыт работы в госструктурах и коммерческом секторе, мы видим задачи со всех сторон и предлагаем самые эффективные решения.
Все виды контрактов
Работаем с контрактами в любой отрасли, в любой валюте, с любыми видами расчётов, гарантиями и субсидиями.
Ваши данные под защитой
Ваш личный эксперт будет сопровождать вас на протяжении всего процесса.
Личный эксперт онлайн
Полная конфиденциальность при работе со всеми заказчиками, начинаем работу с подписания NDA.
Оставьте заявку на получение консультации
Консультацию проведет
Перезвоним в течение 20 минут

Предельные размеры авансов

Ранее распространённой была максимальная ставка аванса в 30 % от цены контракта. Однако с 22 мая 2025 года в силу вступило Постановление Правительства РФ № 638 от 13.05.2025, которое временно разрешает авансовые платежи до 50 % суммы контракта при сопровождении.

При этом аванс не может превышать лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), что важно для бюджетного планирования.
О компании Kaznahelp в цифрах
О нас
24 млрд ₽
выведенных средств по контрактам в 2024 году
с 2014 года
занимаемся казначейским сопровождением
100%
сэкономим вам время при работе с казначейским счетом
на 80%
прозрачные цены на сайте без скрытых услуг и платежей
Оставьте заявку на получение консультации
Консультацию проведет
Перезвоним в течение 20 минут

Понятие целевых средств в контексте 223-ФЗ

«Целевые средства» — это не просто средства, напрямую пришедшие из федерального бюджета, но и те, что были перераспределены внутри группы компаний (например, дочерним организациям). Если контракт финансируется частично за счёт таких средств, именно эта часть подлежит сопровождению. Это требует раздельного учёта целевых и собственных средств, чтобы точно рассчитать, какая часть должна проходить через лицевой счёт и механизм казначейского контроля.

Практические рекомендации

Для заказчиков:

  Определите ответственных за сопровождение и разработайте шаблоны документов, чтобы минимизировать риск ошибок при подаче в Казначейство.

  Включайте в контракт чёткие условия, что именно финансируется из целевых бюджетных средств — это поможет избежать путаницы и ускорить санкционирование.

  Заложите временные резервы и финансовые подушки на случай задержек санкционирования, чтобы не возникали кассовые трудности.

  Рассмотрите обеспечение исполнения обязательств (банковская гарантия, страхование), чтобы иметь возможность договориться об авансе до 50% (в рамках постановления № 638).

  Проводите регулярное обучение закупочных и финансовых команд: знание механизма, правил санкционирования и раздельного учёта – ключ к снижению ошибок и задержек.

Для поставщиков:

  Уже на этапе участия в тендере выясняйте, подпадает ли контракт под сопровождение, и какая часть контракта финансируется из целевых средств — это позволит спланировать финансовую нагрузку.

  Готовьте подтверждающие документы (акты, накладные и др.) аккуратно, в полном составе и без ошибок — это существенно ускорит санкционирование платежей.

  Планируйте баланс между операционной ликвидностью и возможными задержками: резервируйте средства, чтобы выдерживать “зависшие” платежи.

  При возможности предложите надлежащее обеспечение (гарантия, страховой полис) — это может позволить вам договориться с заказчиком об увеличении аванса до 50%.

  Ведите переговоры: аргументированное предложение по обеспечению и структуре оплаты может снизить риски для всех сторон и сделать условия контракта справедливыми.

Перспективы развития

Механизм казначейского сопровождения, похоже, будет развиваться и дальше:

  • Возможен рост числа контрактов и сфер, подпадающих под обязательное сопровождение;

  • Дальнейшая цифровизация: автоматизация проверки, более активное участие информационных систем Казначейства;

  • Ужесточение контроля: в расширенном сопровождении могут быть введены дополнительные критерии экономического обоснования, отчётности и проверок;

  • Распространение практики на региональные и муниципальные бюджеты: уже сейчас законодательство БК РФ (ст. 242.26) допускает сопровождение на уровне субъектов РФ.

Заключение

Казначейское сопровождение по 223-ФЗ — это не просто новая процедура, а полноформатный инструмент государственного контроля. Он усиливает прозрачность и надзор, но вместе с тем требует от бизнеса — заказчиков и поставщиков — серьезной адаптации.
Автор статьи — Ольга Осипова
Высококвалифицированный эксперт в сфере казначейского сопровождения с опытом работы более 8 лет.

Окончила Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ) в 2011 году с дипломом экономиста с отличием.
Оставьте комментарий к статье
Комментарии
Блог
Свежие статьи
22.10.2025
Какие контракты, договоры, суммы, субсидии, авансовые платежи подлежат казначейскому сопровождению?

⏱ 5 минут
13.10.2025
Вы оплатили материалы или зарплату по госконтракту из своих средств? Узнайте, как вернуть деньги через казначейское сопровождение без ошибок и лишней бюрократии.

⏱ 5 минут
09.09.2025
Эксперт Kaznahelp подробно расписала об изменениях в сопровождении авансовых платежей в 2025

⏱ 5 минут
Наши публикации в онлайн-изданиях
Задать вопрос
Если остались вопросы,
оставьте заявку на бесплатную консультацию
Расскажем последовательность действий при работе с казначейским счетом
Согласуем перечень услуг
Сделаем бесплатный анализ контракта на соответствие законодательству
Перезвоним в течение 20 минут
Ольга Осипова
Ведущий эксперт «KaznaHelp»