+7 917 887 95 50

Казначейское сопровождение контрактов

Содержание

Что такое казначейское сопровождение контракта?

Казначейское сопровождение контрактов/ договоров со стороны казначейства включает комплексные мероприятия по управлению процессами их выполнения. Казначейство РФ берет на себя ответственность за расчеты и финансовое обеспечение этих соглашений, строго следя за соблюдением всех установленных бюджетных норм и правил. В рамках данного процесса проводится постоянный мониторинг выполнения сторонами своих финансовых обязательств, что способствует повышению качества исполнения контрактов и минимизации рисков нарушения в сфере финансовой дисциплины и бюджетного контроля. Особое внимание уделяется функции казначейского надзора за точным и своевременным выполнением всех обязательств, предусмотренных заключенными договорами.

БК РФ Статья 242.23. Основы казначейского сопровождения

Основные принципы и параметры контроля за финансовыми операциями, осуществляемыми через казначейскую систему, подробно изложены в разделе 242.23 Федерального закона "Бюджетный кодекс Российской Федерации". В соответствии с этим положением:
1. Финансовое управление с использованием казначейских методов направлено на оптимальное и продуктивное руководство денежными ресурсами в рамках государственных структур, муниципалитетов и предприятий, функционирующих за счёт бюджетного финансирования.
2. Государственные структуры и муниципалитеты, равно как и юрлица на базе финансирования из федерального или региональных бюджетов, должны обеспечивать казначейский контроль согласно нормам российского закона.
3. Казначейское сопровождение предусматривает следующие ключевые функции:
1) Организация централизованного казначейского счета для приема и использования финансов;
2) Счётно-контрольная деятельность, включая мониторинг движения денег по данному счету;
3) Проведение транзакций по зачислению и расходованию средств на основании поручений со стороны плательщиков налоговых обязательств;
4) Реализация контроля над соблюдением норм и правил в области распределения бюджетных ассигнований.
4. Казначейское сопровождение регламентируется нормативными актами, утвержденными Правительством России.
5. Несоблюдение установленных правил казначейского процесса влечёт санкции в рамках российских законов.
6. Указ Президента Российской Федерации или иные правовые документы страны могут определять особые условия ведения и открытия казначейских счетов, включая дополнительные требования к их организации.

Цели и задачи государственных контрактов

1.Обеспечение выполнения государственных функций и обязанностей. Госдоговоры могут быть заключены для обеспечения государственных услуг, строительства государственных объектов, закупки товаров и услуг, необходимых для обеспечения функционирования государства.

2.Обеспечение эффективного использования государственных ресурсов. Путем заключения контрактов с частными компаниями или организациями государство может добиться оптимального использования своих ресурсов и сэкономить на расходах.

3.Обеспечение конкуренции и прозрачности. Заключение договоров через открытые торги и конкурсные процедуры способствует увеличению конкуренции среди поставщиков товаров и услуг, а также обеспечивает прозрачность и справедливость в выборе исполнителя.

4.Обеспечение качества и сроков выполнения работ. Госконтракты включают в себя требования к качеству выполнения работ и соблюдению сроков, что обеспечивает эффективность и результативность работы исполнителя.

5.Соответствие правовым актам: Для действительности государственных соглашений необходимо полное соблюдение всех установленных норм и правил, обеспечивая тем самым их юридическую надёжность на этапах заключения и выполнения.

Значение и функциональное назначение казначейского сопровождения договоров

Контроль со стороны казны по контрактам выполняет ключевую функцию при управлении деньгами государственных структур. Основная задача казначейского сопровождения – безупречное следование договорным условиям, строгое соблюдение правовых норм и поддержка финансовой дисциплины для оптимального распределения бюджетных средств.

Финансовое управление договорами со стороны Казначейства состоит из ключевых аспектов:

1. Мониторинг соблюдения финансовых обязательств по контрактам, включая надзор за соблюдением установленных сроков и правил оплаты;
2. Аудит и регистрация всех операций с привязкой к договорам для предотвращения нецелевых расходов и минимизации убытков;
3. Осуществление платежей по контрактам, контроль за целевым использованием выделенных средств в соответствии с заявленными бюджетными статьями;
4. Ведение детальной финансовой документации и предоставление отчетности о выполнении обязательств перед партнерами;
5. Активное содействие оптимизации финансовых процессов, направленной на повышение эффективности управления государственными ресурсами.

Таким образом, данная деятельность Казначейства обеспечивает прозрачность и надежность финансовой системы в работе госструктур, способствуя рациональному распределению бюджетных средств и увеличению их результативного использования.

Основные задачи казначейского сопровождения контрактов

Основные функции казначейского обслуживания договорной деятельности включают:

1. Мониторинг выполнения обязательств по финансам, предусмотренных договорами с госорганами и подведомственными учреждениям.
2. Активизация процедур при заключении, модификации или расторжении контрактов в рамках действующих нормативно-правовых актов.
3. Регулярная проверка своевременности платежей по договорам и формирование отчетов о выполнении финансовых обязательств.
4. Участие в создании проектных документов контрактов с целью минимизации рисков и придерживания норм бюджетного законодательства.
5. Координированное взаимодействие с участниками рынка по вопросам исполнения договоров, включая разрешение разногласий и конфликтных ситуаций.
6. Контроль за целевым использованием государственных средств согласно заключенным договорам и утвержденному бюджету.

Таким образом, деятельность Казначейства России в области сопровождения контрактов направлена на оптимизацию управления финансовыми ресурсами страны и строгое соблюдение правовых норм при работе с договорной базой.

Преимущества эффективного казначейского сопровождения

1. Пересмотр системы управления финансами: Внедрение современного казначейского сопровождения ведет к переоценке и оптимизации методов работы с денежными ресурсами, что способствует снижению операционных затрат и повышению эффективности распределения бюджетных средств.

2. Укрепление финансовой прозрачности: Казначейский контроль над операциями обеспечивает ясность и строгость в осуществлении платежей, что существенно усиливает финансовую дисциплину и препятствует коррупционным рискам.

3. Снижение угроз для бюджета: Регулярное казначейское сопровождение способствует глубокому анализу и минимизации финансовых опасностей, обеспечивая стабильность планирования на долгосрочной перспективе.

4. Контроль за контрактами: Казначейство России осуществляет строгий надзор за исполнением заключенных соглашений, что позволяет оперативно выявлять и устранять возможные нарушения в процессе их реализации.

5. Экономия бюджетных ресурсов: Благодаря качественному казначейскому сопровождению контрактов удается существенно сократить расходы и обеспечить рациональное использование государственных средств.

6. Повышение открытости и прозрачности: Деятельность Казначейства РФ в области контроля за заключением сделок способствует значительному повышению степени открытости процессов, что ведет к борьбе с коррупцией и укрепляет доверие граждан к государственным институтам.

Муниципальные контракты, подлежащие казначейскому сопровождению

В рамках деятельности Казначейства осуществляется систематическое управление муниципальными договорами, которые характеризуются разнообразием направлений:

1. Рабочие соглашения — охватывают проекты по строительству, ремонту или модернизации объектов на территории муниципального имущества.

2. Поставки товаров включают закупку оснащения (оборудования), материалов, мебели и другой продукции для нужд муниципальных учреждений.

3. Договора на предоставление услуг — это сферы благоустройства территорий, уборка, охранная деятельность, а также образовательные и медицинские сервисы.

Казначейский контроль за данными договорами обеспечивает правомерность бюджетных расходов и строгое соблюдение условий заключенных соглашений. Этот процесс включает тщательную проверку документации, постоянный мониторинг выполнения обязательств сторон и надлежащее управление сроки оплат.

Особенностью является то, что список контролируемых договоров может изменяться в зависимости от региональных нормативных актов и специфики местного самоуправления.

KaznahHelp в цифрах

Если у вас возникли вопросы и необходима консультация, наши специалисты обязательно вам помогут
8 млрд ₽ платежей за 2024 г
13 лет оказываем казначейские услуги
Все в рамках закона РФ
С нами экономите 80% времени

Когда и зачем требуется казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ?

Согласно поправкам, внесенным Минфином в 44-ФЗ, поставщикам необходимо открывать счета в Казначействе в рамках госзаказа. Действующие в настоящий момент правила по казначейскому сопровождению касаются в первую очередь гособоронзаказа. Поставщик, который одержит победу в закупке, в обязательном порядке открывает счет в Казначействе. Все зачисления в рамках госконтрактов поступают именно на такие счета. Это дает возможность заказчику и органам по надзору контролировать все поступления.

Постановлением Правительства от 15 декабря 2020 г. № 2106 предусмотрен порядок казначейского сопровождения в текущем году. Этот же документ регламентирует условия сопровождения на 2024-2025 гг. Подлежат казначейскому сопровождению установленные группы госзакупок, в рамках которых предусмотрено перечисление авансовых платежей.

Например, если на авансовый платеж нет обеспечения, а его размер аванса составляет более 100 млн рублей. Кроме того, сопровождение имеет отношение к субконтрактам с авансами, заключаемым с сопровождением.

Сумма контракта подлежащего казначейскому сопровождению?

Рассмотрим перечень средств, которые попадают под сопровождение Казначейством:

- субсидии организациям

- авансы по госконтракам, которые составляют 100 млн. руб. и больше, а также все авансы соисполнителей госконтракта

- оплата авансов по соглашениям, равных 50 млн. руб. и больше, подписанные на выполнение работ, поставку федбюджетами и автономными организациями, а также все авансы по договорам соисполнителей данного контракта

- оплаты по госконтратам с единственным поставщиком с суммой договора более 3 000 тыс. рублей

- оплаты по контрактам в рамках реализации ГОЗ на сумму более 3 000 тыс. рублей

- финансирование, полученное юрлицами и ИП в случаях установленных Правительствам РФ

- оплаты по гос и муниципальным соглашениям, заключенных в рамках госнужд.

Нужно ли казначейское сопровождение при заключении контракта на сумму более 100 млн рублей?

Необходимость казначейского сопровождения определяется на этапе закупки и зависит от многих факторов. Контракты ГОЗ сопровождаются казначейством в полном объёме. Госконтракты и муниципальные контракты зависят от сумм контрактов и авансов.

Также, помимо этого, существуют нормативно правовые акты регулирующие суммы, подлежащие казначейскому сопровождению.

Как происходит процесс казначейского сопровождения - основные этапы?

Процедуру казначейского сопровождения можно разбить на следующие основные этапы:

1. Открытие лицевого счета

После подписания договора между Заказчиком и Исполнителем, Исполнитель приступает к сбору пакета документов, необходимого для открытия лицевого счета в Казначействе. В пакет документов входит:

- Заявление на открытие лицевого счета (по установленной форме)4
- Карточка образцов подписей, заверенная нотариусом (по установленной форме)
- Договор, заверенный Заказчиком либо нотариально.

2. Предоставление сведений об операциях с целевыми средствами

После открытия лицевого счета, можно приступать к заполнению сведений об операциях с целевыми средствами.
Сведения об операциях с целевыми средствами — это план приходов и расходов, распределенных по кодам источников прихода и расходования средств (Приложение №2,3 Приказ №214н).

Данный план заполняется Исполнителем, согласовывается Заказчиком и проверяется, после чего регистрируется Казначейством. Без зарегистрированных сведений Казначейство платежные поручения пропускать не будет.

3. Проведение платежей

На данном этапе клиент начинает заполнять платежные поручения и отправлять их в казначейство на оплату. В зависимости от вида платежа прикладываются подтверждающие документы. К ним относятся договора, счета, акты, УПД, товарные накладные, счета фактуры. Во всех документах должно быть прописан ИГК, и номер договора.

4. Закрытие лицевого счета и аналитического кода

Если на лицевом счете на осталось денежных средств и контракт выполнен, что подтверждается соответствующими документами, Исполнитель может закрыть лицевой счет или аналитический код расходов.

Аналитический код расходов присваивается каждому договору, предоставленному в Казначейство. При наличии акта завершения работ по контракту Исполнитель может закрыть только его, при этом казначейский лицевой счет останется.

Если в дальнейшем у Исполнителя возникнет еще один договор, подлежащий казначейскому сопровождению, он может направить его по средствам программы казначейства и новому контракту присвоят аналитический код с привязкой к лицевому счету Исполнителя. Таким образом, отпадает необходимость повторно подавать пакет документов на открытие лицевого счета в казначейство.

Если исполнитель уверен, что договора с казначейским сопровождение больше подписываться не будут, то он может закрыть и аналитический код и лицевой счет.

Для каких закупок сопровождение не работает?

Существуют исключения, в рамках которых средства по госконтрактам не подлежат сопровождению органами Казначейства:

  • В случае приобретения услуг по ЖКХ, по транспортировке грузов и пассажирским перевозкам ж/д транспортом;
  • При закупках с банковским сопровождением;
  • По контрактам, где роль исполнительных органов играет государственное учреждение.
Казначейское сопровождение не распространяется на закупки Минобороны согласно 275-ФЗ. То есть в том случае, если учет средств из бюджета ведется на специальных счетах, которые были открыты в уполномоченном банковском учреждении. Кроме того, казначейскому сопровождению не подлежат закупки, осуществляемые для служб внешней разведки и контрразведки, а также для холдинга «Росатом».

В том случае, если казначейское сопровождение применяется в отношении тех или иных закупок, заказчик указывает это в специальном уведомлении, в графике и непосредственно в госконтракте. Заказчик должен присвоить отдельный идентификатор каждому государственному контракту. Он указывается во всех расходниках.

Стоимость казначейского сопровождения

В учреждении Казначейства для юридических лиц при заведении индивидуальных счетов не предусматривается заключение отдельных соглашений об обслуживании. Процесс включает в себя подачу комплекта документов и последующее открытие счета, где все взаимодействие между казначеем и организациями определяется Постановлением Правительства под номером 2024.

При осуществлении платёжных операций со стороны клиентов дополнительные комиссии не начисляются.

В результате, процесс заведения лицевых счетов в Казначействе с полным спектром казначейских услуг предоставляется безвозмездно.

Образец контракта казначейского сопровождения

Ответственность за нарушения правил казначейского сопровождения

Отсутствует прямое вменение ответственности по казначейскому сопровождению как к заказчикам, так и поставщикам. Однако при нарушениях норм кассового учёта и правил использования субсидий (установленных ПП РФ №1782 от 25.10.2023) участники подвергаются санкциям. Регулирование мер ответственности в таких случаях осуществляется компетентными региональными или муниципальными финансовыми органами индивидуально для каждой отдельной ситуации.

Свежие статьи:

Показать еще
Получите доступ ко всем статьям и публикациям в нашем блоге. Оставайтесь в курсе всех событий вместе с нами!