Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie
Согласен

Контроль и санкционирование расходов в рамках казначейского сопровождения

Оставьте заявку на получение консультации
Консультацию проведет
Перезвоним в течение 20 минут
05.12.2025
5 минут
Содержание

Введение

С 2024 года государственная система казначейского сопровождения переживает крупнейшее реформирование за последние годы. Усиление санкционирования расходов стало ключевым элементом новой модели финансового контроля. Поставщики, подрядчики, бюджетные учреждения, фонды развития — все, кто участвует в исполнении контрактов с целевыми деньгами, уже почувствовали, как изменилась скорость, логика и формальность платежей.

Сегодня невозможно просто подписать акт, отправить счёт и получить деньги.
Каждая оплата по госконтракту теперь — это решение Казначейства.

Территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) проверяют документы, оценивают исполнение обязательств, подтверждают остаток средств и, только убедившись в законности операции, дают разрешение на оплату. Это и есть санкционирование.

В чём суть санкционирования?

Это последовательная проверка документов и операций, позволяющая убедиться, что:

  • деньги тратятся в соответствии с условиями контракта;
  • закупка или работа действительно выполнены (или её этап);
  • получатель средств имеет право на оплату;
  • документы оформлены корректно и в полном объёме;
  • исполнены требования законодательства РФ, включая бюджетное и закупочное.
По итогам проверки Казначейство либо: разрешает платеж, либо приостанавливает / отказывает в санкционировании до устранения нарушений.

Зачем это нужно государству?

Для исключения необоснованных расходов и нецелевого использования бюджетных средств.

Фактически, это система защиты бюджета по принципу «деньги — только за реальный результат».

Главная задача — обеспечение прозрачности и законности расходования государственных средств, а также недопущение:

  • переплат,
  • фиктивных платежей,
  • нарушений условий контракта,
  • мошенничества,
  • освоения средств без результата.

Нормативно-правовая база

Современная система казначейского сопровождения опирается на обширный и детально выстроенный нормативный фундамент. Именно он определяет, как государство контролирует движение целевых средств и почему каждому платежу теперь предшествует целая процедура проверки и санкционирования.

Ключевым документом, задающим правила игры, остаётся Бюджетный кодекс РФ. В его статьях 242.23 и242.24 сформулированы принципы казначейского сопровождения: от обязательности открытия специальных лицевых счетов до требований по раздельному учёту и механизму «расширенного» контроля для крупных и чувствительных контрактов. Фактически это «конституция» системы, определяющая, какие средства должны проходить через казначейское сопровождение и на каких условиях.

Практическую реализацию этих норм обеспечивает Постановление Правительства № 2024 от 24 ноября 2021 года, которое устанавливает «Правила казначейского сопровождения». Именно здесь прописан порядок движения средств, алгоритм взаимодействия с территориальными органами Казначейства, требования к документам и условия, при которых платежи блокируются или проходят.

Не менее значимый документ — Приказ Минфина № 214н, который регламентирует процедуру санкционирования расходов. Этот приказ детально объясняет, какие подтверждения должен предоставить участник закупки, как оценивается исполнение обязательств, в каких случаях Казначейство вправе отказать в оплате и какие операции требуют повышенного контроля.

В совокупности эти документы формируют единую, жесткую и прозрачную систему государственного финансового контроля. Она требует от участников контрактов не просто исполнения работ, но и строгого соблюдения регламентов, подтверждений и своевременной отчетности — иначе движение средств попросту не будет санкционировано.

Таким образом, нормативная база санкционирования расходов представляет собой комплекс согласованных норм, которые определяют: круг средств, подлежащих контролю, порядок проверки финансовых обязательств, процедуру разрешения платежей, а также ответственность участников системы. Благодаря такой структуре государство добивается прозрачности, законности и целевого характера всех операций с бюджетными средствами в рамках контрактов и инвестиционных проектов.
Почему услуги казначейского сопровождения доверяют нам
Преимущества
Многолетняя экспертиза с 2014 г.
Опираясь на опыт работы в госструктурах и коммерческом секторе, мы видим задачи со всех сторон и предлагаем самые эффективные решения.
Все виды контрактов
Работаем с контрактами в любой отрасли, в любой валюте, с любыми видами расчётов, гарантиями и субсидиями.
Ваши данные под защитой
Ваш личный эксперт будет сопровождать вас на протяжении всего процесса.
Личный эксперт онлайн
Полная конфиденциальность при работе со всеми заказчиками, начинаем работу с подписания NDA.
Оставьте заявку на получение консультации
Консультацию проведет
Перезвоним в течение 20 минут

Когда проводят санкционирование?

Санкционирование расходов проводится всякий раз, когда оплата по государственному или муниципальному контракту осуществляется в условиях казначейского сопровождения целевых средств. Это обязательный элемент предварительного контроля, призванный удостовериться, что деньги бюджетов расходуются строго по назначению и только после фактического исполнения обязательств.

Процедура применяется до перечисления средств поставщику, но уже после того, как у заказчика возникло подтверждённое право оплатить выполненные работы, поставленные товары или оказанные услуги. Именно в этот момент территориальные отделы Федерального казначейства (ТОФК) проводят проверку оснований для оплаты и подтверждающих документов.

То есть санкционирование проводится на этапе оплаты, но до перевода денег, и только при наличии полного комплекта документов, подтверждающих выполнение обязательств.
О компании Kaznahelp в цифрах
О нас
24 млрд ₽
выведенных средств по контрактам в 2024 году
с 2014 года
занимаемся казначейским сопровождением
100%
сэкономим вам время при работе с казначейским счетом
на 80%
прозрачные цены на сайте без скрытых услуг и платежей
Оставьте заявку на получение консультации
Консультацию проведет
Перезвоним в течение 20 минут

Что проверяют перед санкционированием

Специалисты Казначейства оценивают:

  • наличие и корректность заключённого госконтракта;
  • соответствие предоставленных исполнительных документов условиям контракта;
  • соблюдение сроков и порядка поставки;
  • объем, характеристики и результаты работ/поставок;
  • соответствие заявленной оплате;
  • источники финансового обеспечения;
  • необходимость и правомерность платежа.
Именно поэтому санкционирование называют дополнительной проверкой исполнения обязательств.

Действующая процедура санкционирования опирается на Приказ Минфина РФ № 214н от 17.12.2021, который впоследствии неоднократно корректировался — в том числе обновлениями, внесёнными приказами № 197н от 25.12.2024 и № 84н от 27.06.2025.

Когда санкционирование обязательно. Санкционирование проводится, когда:
1.контракт подпадает под казначейское сопровождение по ст. 242.23 БК РФ — если источником средств является федеральный бюджет;
2.контракт финансируется из регионального или муниципального бюджета в случаях, предусмотренных ст. 242.26 БК РФ;
3.Правительство РФ определило такие средства дополнительно — по обращениям юридических лиц;
4.высший орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления расширил перечень сопровождаемых средств в рамках своей компетенции.

Иными словами, санкционирование проводится в любом случае, когда средства признаны подлежащими казначейскому сопровождению — в обязательном порядке.

Санкционирование затрагивает:
  • заказчиков — которые инициируют платеж;
  • получателей бюджетных средств;
  • поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • иные организации — участники сопровождения.

Эти требования обязательны для всех, кто получает или перечисляет целевые государственные деньги.

Порядок санкционирования расходов при казначейском сопровождении

Порядок санкционирования представляет собой последовательность действий, в ходе которых территориальное управление Федерального казначейства проверяет законность и обоснованность расходных операций по контракту, подпадающему под казначейское сопровождение. Фактически это многоэтапная система предварительного контроля, без прохождения которой оплату выполнить невозможно.

Первым этапом выступает подготовка участником казначейского сопровождения сведений об операциях с целевыми средствами на текущий финансовый и два последующих года. Эти сведения оформляются по форме, утвержденной приказом Минфина № 214н, и содержат параметры контракта, суммы по годам, источник финансового обеспечения и направление расходования. Документ согласовывается с заказчиком, который обязан либо утвердить его, либо направить мотивированный отказ. После согласования сведения направляются в территориальный орган Казначейства.

Второй этап — документальная проверка ТОФК. Специалист казначейства оценивает достоверность данных, сопоставляет разрешённые остатки с фактическими, проверяет соответствие суммы заявки лимитам и условиям контракта. На эту процедуру отводится один рабочий день.

После утверждения сведений участник направляет в Казначейство комплект подтверждающих документов: договор, акты приёмки, счета, а также финансовое поручение на выплату — распоряжение, заявку на выдачу средств или иной предусмотренный формой документ. Все документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Ключевой момент: даже если в 2024 году отдельные положения ст. 242.23 БК РФ временно не действуют, это не отменяет санкционирование как процедуру. В ряде случаев оплата действительно может идти напрямую на счёт поставщика, однако и в этом случае расчёт проводится только после проверки исполнения обязательств.
Завершающим этапом является решение казначейства. Если документы корректны и обязательства исполнены, платеж санкционируют, и он проходит. При обнаружении ошибок ТОФК возвращает документы на корректировку. Таким образом обеспечивается законность использования бюджетных средств и прозрачность финансовых операций на всех стадиях.

Меры реагирования от Минфина

Меры реагирования применяются Минфином и территориальными органами Федерального казначейства в случаях, когда в ходе казначейского мониторинга выявляются нарушения при осуществлении расходов целевых средств. Согласно ст. 242.13-1 БК РФ, они распространяются на участников казначейского сопровождения, получающих федеральные, региональные или муниципальные средства, а также на заказчиков, которым доведены лимиты по субсидиям и бюджетным инвестициям.

При проведении проверки ТОФК изучает документы, подтверждающие исполнение обязательств. Если нарушений нет, расход санкционируют. В случае выявления ошибок казначейство вправе временно запретить операции по лицевому счету и направить заказчику уведомление. После устранения замечаний и корректировки документов ограничения снимаются.

Если в ходе проверки установлены признаки финансовых нарушений, Казначейство приостанавливает операции и уведомляет заказчика и участников сопровождения. После подтверждения обоснованности операций меры реагирования отменяются. Такая система стимулирует дисциплину и обеспечивает защиту бюджетных средств.

Рекомендации по санкционированию расходов при казначейском сопровождении (от эксперта KaznaHelp)

1.Тщательная подготовка сведений о целевых средствах
Участникам важно заранее и внимательно формировать сведения об операциях с целевыми средствами — с точным указанием аналитических кодов, источников поступления и направлений расходования. Используйте коды из приложений Приказа Минфина № 214н, чтобы избежать ошибок и ускорить проверку ТОФК.

2. Чёткая электронная передача документов
Используйте систему ГИИС «Электронный бюджет» для обмена санкционирующими документами с ТОФК. Все формы и распоряжения нужно подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью — это обязательное требование.

3. Собирайте полный комплект подтверждающих документов
Перед отправкой на санкционирование подготовьте договор, акты приёмки, расчётные и платёжные документы (платёжные поручения, заявки на наличные или на карту по форме КФД). Без них ТОФК не даст разрешение на платёж.

4. Обратите внимание на риски финансовых нарушений
ТОФК проводит проверку на признаки финансовых нарушений не только относительно участников сопровождения, но и поставщиков — юридических лиц, ИП и физлиц. Рекомендуется заранее проверить поставщиков, чтобы минимизировать риск остановки операций.

5. Реагируйте быстро на отказ или приостановку
Если ТОФК отказал в санкционировании или приостановил операции, действуйте оперативно: устраните ошибки, предоставьте исправленные документы. После этого меры реагирования будут отменены — как правило, в течение двух рабочих дней.

6. Мониторьте статус документов
После отправки сведений и распоряжений отслеживайте статус в «Электронном бюджете» — так вы будете вовремя реагировать, если ТОФК вернёт документы на доработку.

7. Планируйте средства с учётом взаимодействия с Казначейством
При составлении годовых или многолетних бюджетных планов закладывайте время на обработку санкционирующих проверок — это особенно важно для крупных или долгосрочных контрактов, где ошибки или задержки могут негативно сказаться на финансировании.

Эти рекомендации помогут участникам казначейского сопровождения более уверенно работать с санкционированием, минимизировать ошибки и снизить риск отказов со стороны Казначейства.
Автор статьи — Ольга Осипова
Высококвалифицированный эксперт в сфере казначейского сопровождения с опытом работы более 8 лет.

Окончила Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ) в 2011 году с дипломом экономиста с отличием.
Оставьте комментарий к статье
Комментарии
Блог
Свежие статьи
22.10.2025
Какие контракты, договоры, суммы, субсидии, авансовые платежи подлежат казначейскому сопровождению?

⏱ 5 минут
13.10.2025
Вы оплатили материалы или зарплату по госконтракту из своих средств? Узнайте, как вернуть деньги через казначейское сопровождение без ошибок и лишней бюрократии.

⏱ 5 минут
09.09.2025
Эксперт Kaznahelp подробно расписала об изменениях в сопровождении авансовых платежей в 2025

⏱ 5 минут
Наши публикации в онлайн-изданиях
Задать вопрос
Если остались вопросы,
оставьте заявку на бесплатную консультацию
Расскажем последовательность действий при работе с казначейским счетом
Согласуем перечень услуг
Сделаем бесплатный анализ контракта на соответствие законодательству
Перезвоним в течение 20 минут
Ольга Осипова
Ведущий эксперт «KaznaHelp»