Успешное казначейское сопровождение госзакупок: секреты и стратегии
Финансовые контрольные мероприятия в области закупок направлены на выявление, предотвращение несостоятельных закупок, которые завышают первоначальную предельную стоимость договора; контроль информации и дату ее размещения, исполнение контракта и, наконец, на целевое использование средств бюджета.
Органы, осуществляющие сопровождение госзакупок.
Согласно ФЗ № 44 от 05 апреля 2013 аудит закупок выполняют:
- Казначейство – исполнительный орган РФ, выполняющий правоприменительную функцию в отношении исполнения бюджетных средств России, финансовых учреждений субъектов РФ и субъектов РФ, органов государственного внебюджетного фонда;
- Федеральная антимонопольная служба, как орган контроля за гособоронзаказом, исполнительный орган субъекта РФ и местный орган самоуправления;
- Государственные органы финансирования, определенные по Бюджетному кодексу РФ.
Таким образом Казначейство является одним из главных проводников в одной из важнейших сфер государственной финансовой политики, в сфере закупок товаров, работ и услуг, предназначенных для государственных и муниципальных нужд.
В казначействе производится сопровождение следующих субъектов:
государственных заказчиков, которые реализуют торги по федеральному бюджету;
федеральных бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих государственную закупку за счет средств бюджета;
федеральных государственных унитарных предприятий, которые дают заказы по капитальным инвестициям.
Отметим, что список субъектов, попадающих под сопровождение Федерального казначейства можно расширить. Согласно соглашениям, казначейство вправе управлять финансовыми органами и органами государственного внебюджетного фонда (ч. 2 ст. 166. 1. БК РФ).
Что подлежит казначейскому сопровождению госзакупок?
Казначейство РФ контролирует:
- выполнение условий для обоснования приобретения товаров, работ, и услуг при составлении закупочных планов;
- правила закупок в торговой сфере;
- определение и утверждение первоначальной и предельной стоимости договора, заключаемой единственным поставщиком подрядчика и исполнителем согласно планам и графикам;
- соблюдение условий договора по отгружаемым товарам, выполняемым работам или оказываемым услугам;
- удовлетворение использования поставляемой продукции, результатов выполненных работ или предоставленных услуг целям закупок.
Какие документы проверяются при госзакупках?
Перечень документов, попадающие под контроль:
- планы закупок и графики;
- уведомления о закупке;
- документация по закупке;
- правила определения исполнителей, поставщиков, подрядчиков;
- проекты договоров и условия их выполнения.
Процедура проверки документов: шаг за шагом
Сопровождение и контроль документов и информации осуществляется Казначейством РФ при направлении их в ЕИС закупок.
В том случае, если в процессе проверки вышеупомянутых документов, подлежащих контролю, имеются какие-либо недостатки, уполномоченные лица Казначейства РФ направляют субъектам проверки протокол, содержащий выявленные нарушения. В то же время такой контрольный объект не размещается в ЕИС. После устранения недостатков, осуществляется повторная проверка.
Федеральные казначейские органы по результатам проверки, в течение трех рабочих дней с даты поступления документа на согласование, формируют отметку соответствия контролируемой информации.
Контролирующее ведомство в течение трех часов после формирования итогов проверки направляет в электронном виде субъекту проверки уведомление об итогах в электронном виде.
Объекты контроля публикуются в ЕИС в течение одного дня с момента обращения субъекта, при условии, что по итогам проверки не будут установлены факты несоответствия контролируемых сведений требованиям, указанным в ч. 5 ст. 99 ФЗ № 44.
Преимущества использования ЕИС
ЕИС взаимодействует с другими информативными структурами и обеспечивает:
- формирование, сортировку, размещение, передачу данных участникам закупочной системы, связанных с планированием покупок;
- оформление цифровых подписей и возможность проверить подписи в течение постоянного хранения документов.
- взаимообмен сведениями и документами, связанными с госзакупками, а также обмен цифровыми документами между участниками системы в рамках плана закупок.
- возможность сформировать и вести перечень услуг, товаров и работ, необходимых общегосударственным и муниципальным нуждам;
- способность реализовать контроль за закупками по ФЗ № 44;
- возможность осуществлять анализ и оценку соблюдения закупочных планов услуг, товаров и работ, проектных планов таких закупок и конкретных типов юридических лиц требованиям Закона РФ по участию объектов средней и малой предпринимательской деятельности в закупках согласно ФЗ № 223;
- возможность анализировать и оценивать сведения о госзакупках, чтобы провести контроль закупок по ФЗ № 44.
Основные требования успешного казначейского сопровождения госзакупок
Для успешного казначейского сопровождения при проведении госзакупок необходимо выполнить следующие требования:
1. Правильно оформить и представить необходимые документы. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и не содержать ошибок или недостоверной информации.
2. Подготовить и представить полные и точные сведения о финансовых аспектах госзакупок. Это может включать информацию о финансовом состоянии организации, отчетности о выполненных работах или оказанных услугах, смете затрат и т.д.
3. Соблюдать сроки представления документов и информации для казначейского контроля. Ранжируйте задачи по приоритетности и учитывайте, что превышение сроков может задержать процедуру проведения государственных закупок.
4. Учесть все требования и правила, установленные законодательством в отношении казначейского сопровождения. Сотрудники должны иметь полное понимание требований и процедур, связанных с казначейским сопровождением, чтобы предотвратить возможные ошибки или задержки.
5. Подготовиться к возможным проверкам и запросам со стороны казначейства. Возможно, необходимо будет представить дополнительную информацию или документы, чтобы достичь быстрого и успешного прохождения казначейского контроля.
6. Обеспечить прозрачность и четкость во всех финансовых операциях, связанных с государственными закупками. Правильное ведение бухгалтерии, использование электронных систем учета и точное документирование всех процессов помогут ускорить процедуру казначейского контроля.
Выполнение этих мер поможет укрепить финансовое управление и повысить эффективность государственных закупок, обеспечивая прозрачность, оптимизацию денежных потоков и сокращение рисков.