Казначейское сопровождение по всей России

РАСХОДЫ по государственному оборонному заказу

Расходы при выполнении гособоронзаказа

В процессе исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) возникают расходы, которые должны быть обоснованными и непосредственно связаны с выполнением поставленных задач. Согласно нормативным актам, включая федеральный закон (номер, дата), организации, выполняющие ГОЗ, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому контракту. Фактическая прибыль рассчитывается как разница между полученной выручкой и суммой всех издержек, что регламентировано соответствующими положениями законодательства.

Классификация и расчет затрат

Согласно распоряжению исполнительной власти Постановление №1465 расходы по ГОЗ делятся на две категории:

- Внешние расходы — затраты на приобретение комплектующих, полуфабрикатов, специализированного оборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также оплата услуг третьих сторон.

- Внутренние затраты — рассчитываются как разница между себестоимостью продукции и суммой внешних расходов.

Минимальные и максимальные нормы рентабельности

В рамках регулирования финансовой составляющей контрактов установлены границы прибыли:

- Планируемая прибыль не должна опускаться ниже 10% от ожидаемых внутренних затрат организации.

- Если внутренние издержки составляют 20% или более от общей себестоимости, минимальный уровень прибыли снижается до 5% от общей стоимости продукции.

Изменения в учете затрат

С введением нормативного акта 334 от 08.02.2019 произошли корректировки в структуре учета расходов. Теперь затраты делятся на:

- Прямые расходы, которые непосредственно включаются в себестоимость продукции.

- Косвенные расходы, распределяемые по предприятию в целом.

Базой для распределения косвенных затрат выступает заработная плата основных производственных сотрудников. Для организаций, не имеющих производственной деятельности, основанием для расчета могут быть прямые затраты, связанные с формированием стоимости товаров или услуг для ГОЗ.

Структура расходов по государственному оборонному заказу (ГОЗ)

Исполнение ГОЗ требует учета множества расходных позиций, которые можно разделить на несколько ключевых категорий. Это необходимо для соответствия требованиям законодательства и обеспечения прозрачности финансовых потоков.

1. Прямые производственные затраты. Этот блок включает все непосредственные расходы на создание продукции:

  Материалы и комплектующие: стоимость сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, используемых в производстве.
  Энергетические ресурсы: затраты на электроэнергию, топливо и другие энергоносители, необходимые для технологических процессов.

2. Трудовые издержки. Данные расходы охватывают все выплаты за труд сотрудников:

  Оплата труда производственных работников, включая:
  Базовую зарплату.
  Начисления (отпускные, больничные, премии).
  Социальные взносы и отчисления в бюджет.

3. Производственные и общехозяйственные расходы

  Общепроизводственные затраты:
  Содержание и обслуживание оборудования.
  Амортизация основных производственных фондов.
  Аренда производственных площадей.
  Затраты на ремонт и модернизацию технологического оборудования.
  Общехозяйственные расходы:
  Заработная плата менеджеров и административного персонала.
  Расходы на организацию командировок, коммуникации, юридические услуги.
  Аудиторские и консультационные услуги.

4. Логистические и сопутствующие расходы

  Транспортные издержки: затраты на доставку сырья, комплектующих и готовой продукции.
  Складские расходы: аренда складских помещений, страхование товарно-материальных ценностей.
  Страховые платежи: страхование имущества, ответственности и рисков, связанных с исполнением контракта.

5. Нормативное регулирование. Состав и порядок учета расходов по ГОЗ устанавливаются действующими нормативными актами. Важно отметить, что:

  Затраты должны быть разделены от других видов деятельности предприятия.
  Учет ведется в соответствии с методологией, утвержденной государственными органами (например, Минпромторгом).
  Все позиции должны быть документально подтверждены и соответствовать целям контракта.

Механизм ценообразования по гособоронзаказу (ГОЗ)

Установление цены на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), регулируется комплексом методов, утвержденных федеральными нормативными актами. Процесс включает несколько этапов и зависит от особенностей продукции, условий контракта и рыночных факторов.

Основные этапы расчета цены

1. Определение плановой себестоимости. Начальный этап включает учет всех затрат, связанных с производством:

  Материальные расходы (сырье, комплектующие).
  Затраты на оплату труда и социальные отчисления.
  Амортизация оборудования и аренда производственных площадей.
  Общехозяйственные расходы (административные, логистические и т.д.).

2. Учет прибыли поставщика. Прибыль может быть:
  Фиксированной — согласованной с заказчиком.
  Рентабельной — рассчитанной как процент от себестоимости.

3.Согласование с государственным заказчиком. Финальная стоимость подлежит экспертизе на предмет обоснованности, соответствия рыночным ценам и соблюдения бюджетных норм.

Методы определения цены

Согласно действующим регламентам, цена может быть установлена следующими способами:
1. Оценка рыночных показателей

Применяется для продукции, которая:
  Торгуется на бирже.
  Имеет официальные статистические данные (например, от Росстата).

Как это работает:
  Для биржевых товаров — цена не превышает средний показатель за 45 дней до расчета.
  Для других товаров — цена не выше значений из официальных источников за последние 3 месяца.

Ограничения:
  Не используется для вооружения, военной техники, ракетно-космической продукции.
  Если нет данных на бирже или в статистике.

2. Сравнительный метод
Используется, если:
  На рынке есть аналогичные товары/услуги.
  Установлены тарифы регулирующими органами.

Правила:
  Цена не должна превышать стоимость аналогов с учетом условий поставки (сроки, объемы, оплата).
  Для прошлых периодов — индексация данных за последние 12 месяцев.

3. Затратный метод
Применяется в случаях, когда другие способы неприменимы.

Как это происходит:
  Цена формируется как сумма себестоимости + прибыль (в соответствии с нормами).
  В последующие периоды — индексация базовой цены или корректировка по статьям затрат.

Государственные органы осуществляют контроль за ценами в рамках гособоронзаказа, чтобы предотвратить завышение стоимости и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. При изменении условий контракта — например, сроков поставки или объемов поставляемой продукции — цена может быть скорректирована. Однако любые изменения требуют документального подтверждения всех позиций, что гарантирует соответствие установленным требованиям заказчика.

Для уникальных товаров или продукции, рыночные данные о которой отсутствуют, обязательно проводится экспертиза, направленная на подтверждение обоснованности назначенной цены. В случае уже реализуемых проектов применяется индексация, которая учитывает изменения в базовых затратах или общей стоимости продукции. Такой подход позволяет адаптировать расчеты к текущим экономическим условиям и сохранить прозрачность финансовых обязательств.

KaznahHelp в цифрах

Если у вас возникли вопросы и необходима консультация, наши специалисты обязательно вам помогут
8 млрд ₽ платежей за 2024 г
с 2014 года оказываем казначейские услуги
Все в рамках закона РФ
С нами экономите 80% времени

Состав издержек по государственному оборонному заказу (ГОЗ) согласно Приказу №334

Приказ Минпромторга России №334 от 08.02.2019 утверждает перечень статей затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа. Документ регламентирует не только классификацию расходов, но и методы их расчета, порядок распределения и условия применения. Ниже приведено подробное описание каждой статьи с примерами и пояснениями.

1. Материальные затраты
Эта статья охватывает все расходы на приобретение ресурсов, непосредственно участвующих в производстве.

  • Сырье и материалы :
- Включаются исходные ресурсы (металлы, химикаты, полимеры) и вспомогательные материалы (смазки, охлаждающие жидкости).
- Учитываются технологические потери (например, обрезки, пыль, отходы), ограниченные нормами, указанными в технической документации.
Пример: При производстве авиационных двигателей учитываются потери на фрезеровку заготовок и сварочные швы.

  • Полуфабрикаты :
- Готовые детали или частично обработанные компоненты (например, кованые заготовки для турбин).
- Потери на обработку (шлифовка, термообработка) рассчитываются по нормам, установленным в техническом задании.

  • Возвратные отходы. Остатки сырья, подлежащие повторной переработке (например, металлическая стружка, пластиковые отходы).
Оценка проводится двумя способами:
1.По сниженной цене — если отходы используются внутри организации (например, переплавка стружки).
2.По полной цене — если отходы реализуются или используются как полноценный ресурс (например, продажа отходов металлургии).

  • Комплектующие. Элементы, входящие в готовую продукцию (например, чипы для военной электроники, детали для бронетехники).

  • Транспортно-заготовительные расходы. Транспортировка, складирование, таможенные пошлины, страхование грузов. Пример: Доставка редкоземельных элементов из-за рубежа с учетом страхования от повреждений.

  • Топливо и энергия. Расходы на газ, электроэнергию, воду, используемые в производственном процессе. Для собственного производства энергии учитываются затраты на ее трансформацию (например, генерация пара на ТЭЦ).

  • Тара и упаковка. Изготовление или покупка упаковки, включая восстановление возвратной тары. Пример: Специальная упаковка для хранения взрывчатых веществ с защитой от влаги.

  • Изделия собственного производства. Себестоимость сырья и полуфабрикатов, выпускаемых внутренними подразделениями организации. Учет ведется по нормам Приказа №334 и учетной политике, разработанной в соответствии с ФЗ №402.
Примечание : Если государственный заказчик предоставляет материалы "под ключ", их стоимость не включается в себестоимость.

2. Затраты на оплату труда

Расходы на заработную плату сотрудников, непосредственно участвующих в производстве.

  Основная зарплата. Рассчитывается по сдельным расценкам, тарифам или окладам. Пример: Сдельная оплата сварщиков на авиационном заводе.

  Дополнительная зарплата. Оплата за неотработанное время (отпуска, командировки, выходные). Пример: Оплата за отпуск основного инженера-проектировщика.

  Сверхурочные и специальные условия. Зарплата за работу в ночное время, командировки в зоны военного положения, совмещение должностей. Пример: Доплата за ночную смену на предприятии, производящем вооружение.

  Методы расчета. Используются данные о трудоемкости, средней зарплате по региону или отрасли. Пример: Расчет стоимости часа труда для программистов, разрабатывающих ПО для военной техники.

3. Страховые взносы

Обязательные отчисления на пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также страхование от несчастных случаев.

  Размеры взносов. Определяются по ст. 425, 428 НК РФ и федеральным законам о тарифах. Пример: Взносы на травматизм для рабочих, занятых в литейном цехе.

  Пониженные тарифы. Применяются, если организация соответствует условиям, указанным в ст. 427 НК РФ.

4. Затраты на подготовку и освоение производства. В рамках этого раздела учитываются расходы, связанные с запуском новых видов продукции или возобновлением производства после длительного простоя. Сюда входят пусковые затраты, необходимые для подготовки оборудования и выпуска опытной партии. Пусковые расходы включают корректировку технической документации, испытания оборудования и другие мероприятия, обеспечивающие готовность производства к эксплуатации. Если продукция впервые запускается в серийное производство или объем ее выпуска увеличивается вдвое, затраты на подготовку и освоение также учитываются. Подробности состава этих расходов указаны в приложении 2 и 3 к приказу №334.

5. Специальная технологическая оснастка. Расходы на создание, обслуживание и ремонт уникального оборудования, такого как инструменты и приспособления, предназначенные для конкретного производственного процесса. Эти затраты включаются в себестоимость продукции через ставку погашения, которая зависит от объема выпуска и указана в технической документации.

6. Специальные затраты. В этот раздел входят расходы, не относящиеся к стандартным статьям, но необходимые для реализации контракта. Их распределяют пропорционально объему производства или трудоемкости программы. Примеры специальных затрат: сертификация, защита информации, аренда вычислительных ресурсов, обращение с радиоактивными отходами. Состав таких затрат детализирован в приложении 4.

7. Общепроизводственные затраты. Охватывают расходы на управление производственным процессом, такие как ремонт оборудования, коммунальные платежи и содержание цехов. Распределяются по базе прямых затрат, чаще всего — заработной плате производственных рабочих. Подробности регламентированы в приложении 5.

8. Общехозяйственные затраты. Включают административные и управленческие расходы, такие как зарплата руководящего персонала, аренда офисов и другие общие затраты. Распределяются аналогично общепроизводственным, с приоритетом на заработную плату основных работников. Описание содержится в приложении 6.

9. Затраты на командировки. Учитываются расходы на служебные поездки сотрудников, занятых в производстве и поставках. Включают суточные, оплату проезда, страховые взносы и другие расходы. При направлении в командировку за границу учитываются дополнительные затраты на международные перевозки и таможенные формальности.

10. Прочие прямые затраты. В этот раздел входят расходы, напрямую связанные с производством, такие как обязательное страхование, научно-исследовательские работы, сертификация продукции, банковские гарантии и защита информации. Также учитываются затраты на обращение с радиоактивными отходами и аренду вычислительных ресурсов.

11. Коммерческие (внепроизводственные) затраты. Охватывают операции по подготовке продукции к отгрузке: упаковка, консервация, транспортировка. Учитываются, если эти процессы выполняются после сдачи продукции на склад. Если упаковка входит в технологический процесс, ее стоимость включается в себестоимость.

12. Проценты по кредитам. Расходы на обслуживание кредитов, взятых для реализации контракта. Размер процентов не может превышать ключевую ставку ЦБ РФ плюс 1,5%. Учитываются только для вспомогательных работ.

13. Административно-управленческие расходы. Включают общие расходы на управление организацией, относимые на финансовый результат контракта. Распределяются по базе прямых затрат, чаще всего — заработной плате основных работников.

Особенности учета затрат
  • Раздельный учет : Все статьи ведутся отдельно от других видов деятельности.
  • Документальное подтверждение : Каждая позиция должна быть обоснована договорами, актами и счетами-фактурами.
  • Индексация : Для некоторых статей применяются корректировки с учетом инфляции.
  • Государственный контроль : Проверяется соблюдение норм и эффективность использования бюджетных средств.

Состав затрат, не включаемых в цену на продукцию согласно приказу №334

В соответствии с положениями Приказа №334, определены категории расходов, которые не подлежат учету при формировании цены продукции по гособоронзаказу. Эти затраты не учитываются в себестоимости, так как они не связаны напрямую с производственными или логистическими процессами, предусмотренными контрактом.

1.Расходы на представительские цели
Включают затраты, связанные с организацией мероприятий, не имеющих отношения к исполнению государственного заказа, таких как корпоративные ужины, подарки или другие расходы, не предусмотренные технологическим процессом.

2. Инвестиции в основные средства и нематериальные активы
Не учитываются затраты на приобретение, создание, модернизацию или реконструкцию объектов, увеличивающих амортизируемую стоимость. Например, строительство новых цехов или закупка оборудования, не входящего в перечень, необходимый для выполнения контракта.

3.Затраты на участие в выставках
Расходы на выставки, не согласованные с государственным заказчиком, не включаются в себестоимость. Исключение составляют мероприятия, связанные с продвижением продукции по гособоронзаказу, но только при наличии письменного согласия заказчика.

4.Расходы на содержание непрофильных подразделений
Включают затраты на жилищно-коммунальные услуги, бытовые мастерские, столовые (кроме тех, что обеспечивают персонал), детские сады, охотничьи хозяйства, санатории и аналогичные учреждения, не связанные с производством продукции по контракту.

5. Рекламные расходы
Не учитываются затраты на проведение рекламных кампаний, не направленных на продвижение продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа.

6. Затраты на сувенирную продукцию
Расходы на изготовление или приобретение сувениров, не имеющих отношения к исполнению контракта, не включаются в себестоимость.

7. Расходы на участие в научных и деловых мероприятиях
Не учитываются затраты на симпозиумы, конференции и семинары, если они не связаны с выполнением задач по гособоронзаказу.

8. Зарубежные командировки
Расходы на командировки за границу учитываются только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 21 Приказа №334 (например, для организации кооперации с иностранными поставщиками).

9. Добровольное страхование
Затраты на добровольное медицинское или пенсионное страхование, превышающие 3% от фонда оплаты труда, не учитываются, если они увеличивают цену продукции более чем на 0,5%.

10. Расходы по лизингу имущества
Не учитываются затраты, возникающие при одновременном выступлении организации в роли продавца и лизингополучателя имущества.

11. Денежное довольствие военнослужащих
Расходы на выплаты военнослужащим учитываются только в случаях, установленных законодательством.

12. Амортизация основных средств, приобретенных за счет господдержки
Амортизация объектов, приобретенных за счет субсидий по соглашениям с государством (например, по распоряжению Правительства РФ от 29.06.2024 №1720-р), рассчитывается пропорционально доле этих средств в стоимости основных фондов.

Цель ограничений
Исключение этих затрат из себестоимости направлено на:

  • Предотвращение завышения цены : Устранение непроизводственных расходов обеспечивает экономическое обоснование цены.

  • Соблюдение норм законодательства : Соблюдение требований Приказа №334 и других нормативных актов.

  • Эффективное использование бюджетных средств : Минимизация расходов, не связанных с непосредственным исполнением контракта.

Организации, осуществляющие гособоронзаказ, обязаны строго соблюдать этот перечень, ведя раздельный учет всех операций и предоставляя документальное подтверждение.
О том как определить прибыль по ГОЗ, а также про ее нормы можно прочитать в статье "Прибыль по государственному оборонному заказу"

Комментарии

Свежие статьи:

Показать еще
Получите доступ ко всем статьям и публикациям в нашем блоге. Оставайтесь в курсе всех событий вместе с нами!