+7 917 887 95 50

Гособоронзаказ. Основные тонкости работы.

Что означает государственный оборонный заказ

Это специальный процесс закупки. Суть данного процесса - заказчик устанавливает задачу по поставке товаров, работ, услуг по обороне и безопасности государства, а заказчик выполняет поставленную заявку.

В ГОЗ принимают участие:

  • Заказчик - это тот кто подает заказы на товары гособороны. Данные заказы делают государственные власти, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • Головные исполнители – с ними заключают основной государственный контракт по ГОЗ.
  • Исполнители – компании участвующие в поставках государственного оборонного заказа.

В рамках ГОЗ приобретают:

  • НИОКР для создания, улучшения, уничтожения вооружения и военной техники, развития базы государственных оборонных заказов;
  • Поставки вооружений, военных и специальных техник;
  • Поставки сырья и материалов для ГОЗ, а также комплектующих;
  • Поставки военной техники, продуктов питания и продовольствия;
  • Ремонт и обслуживание объектов обороны;
  • Уничтожение химоружия.
  • Строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов обороны;
  • Поставки оборонных изделий в рамках сотрудничества Российской Федерации с другими государствами;
  • Поставки на накопление материальных ценностей государственного резерва и т.д.

Особенности закупки ГОЗ

ГОЗ создается, утверждается и размещается в соответствии со ст. 4, 5 и 6 Федерального закона №275. Заказы на государственную оборону размещают в соответствии с нормами 44-го и 275-го Федеральных законов.

Сама закупка ГОЗ проходит почти как обычный госзаказ. Объект закупок ГОЗ не всегда является вооружением или военной технологией. Заказчики гособоронзаказа нуждаются в обычных товарах, работах, услугах. Например, это канцелярские товары, ремонт зданий, ремонт помещений, обслуживания помещений, питание и прочее.

Заказчик готовит заявку, проект договора и документы технического характера. А вот для гособоронзаказа дальше начинаются особенности.

В ГОЗ проводятся не только закрытые, но также открытые торговые мероприятия. Открытые – это закупки обычных товаров, работ и услуг. Такие заявки публикуются в ЕИС, с указанием, что это гособоронзаказ. Закрытые заказы – это заказы содержащие государственную тайну: так закупается военная техника, вооружение, исследования, специальные работы. Уведомление о закрытом государственном оборонном заказе в ЕИС не публикуется, поставщик выбирают из приглашенного списка участников. И доступ к техническому документу предоставляется только на специальной электронной платформе.

Не все допускаются к выполнению ГОЗ. Индивидуальные предприниматели, физические лица и самозанятые не смогут быть исполнителями подобного заказа. Даже в случае, если предприниматель подаёт заявку на торги, она не будет принята, а участника к ГОЗ не допустят.

Еще одной особенностью гособоронзаказов является то, что каждому заключенному соглашению перед внесением в реестр договоров присваивается идентификатор государственного контракта (ИГК). Это ИГК нужно использовать на протяжении всего срока контракта.

KaznahHelp в цифрах

  • 8 млрд ₽


    Платежей за 2023 год

  • 12 лет


    Занимаемся казначейством

  • 80%


    Экономия вашего времени

  • 100%


    В рамках закона РФ

Тонкости рассмотрения контрактов по ГОЗ

Целевые денежные средства, выделенные в рамках ГОЗ, должны быть реализованы в рамках казначейского сопровождения (Постановление Правительства Российской Федерации №2024 года от 24. 11. 2021). Даже в случае, если головной исполнитель или исполнитель подписывают договор с другими исполнителями, весь движение денежных средств тоже будет подлежать казначейскому сопровождению. То есть для всех участников ГОЗ обязателен режим лицевого счета, открытого в Казначействе и подлежащего казначейскому сопровождению.

В государственном контракте должны быть прописаны условия режима лицевого счета по гособоронзаказу. Деньги с лицевого счета в обычный банковский счет участника казначейского сопровождения могут перечисляться с ограничениями.

Режим лицевого счета казначейского сопровождения

В момент заключения договора с главным исполнителем (исполнителем, соисполнителем) Заказчик обязательно сообщает об необходимости открытия лицевого счета.

Режим лицевых счетов работает так, что деньги списываются только на специальный счет, только при указании ИГК в платежном документе.

Но существуют случаи, в которых исполнители могут не открывать или не использовать свои лицевые счета:

· оплата расходов по поставке товаров, работ и услуг по тарифам, подлежащим государственному регулированию;

· Для оплаты расходов главного исполнителя до 5 миллионов рублей за месяц, исполнителя – до 3 миллионов рублей за месяц.

Во всех других случаях соисполнитель или подрядчик обязаны открывать лицевой счет на исполнение гособоронзаказа.

Деньги с лицевого счета выводить на товары, работы и услуги реализованные не в рамках данного ГОЗ невозможно. Но существуют операции, позволяющие списать денежные средства с лицевого счета на счет исполнителя в банке.

Вот несколько из них:

· Уплата налога, страхового взноса, сбора, таможенного платежа;

· оплата стоимости поставляемой электроэнергии по нормативной цене;

· выплата прибыли в сумме, согласованной сторонами при заключении договора, – после исполнения договора и передачи в Уполномоченный Банк Акта приема и передачи продукции, работ и услуг.

И вот что не может быть проведено по отдельным счетам в случае государственного оборонного заказа:

· Ссуды, займы и кредиты, ссуды. Возврат кредитов и займов, процентов на них;

· Выдача денег физическим лицам. Но есть исключение. Например, разрешается выплачивать заработную плату при оплате работодателем одновременно налогов и страховых взносов с этой зарплаты;

· Осуществление операций по созданию уставных капиталов других предприятий;

· Пожертвование и перевод для благотворительности;

· Торговля иностранными валютами, металлами, камнями, монетами и другими операциями.

После полного исполнения контракта по ГОЗ нужно закрыть лицевой счет. Для чего заказчик направляет Казначейству уведомление о выполнении контракта по гособоронзаказу.

Ответственность по государственному оборонному заказу

Нарушители ГОЗ несут:

  • дисциплинарные,

  • административные,

  • уголовные ответственности.

Дисциплинарная ответственность за нарушение ГОЗ

Дисциплинарное наказание назначается на внутреннем уровне – к ответственности привлекают непосредственно виновных в нарушении ГОЗ сотрудников.

Административная ответственность за нарушение ГОЗ

За административное нарушение ГОЗ грозит:

  • Несоблюдение положений ФЗ №44 при принятии решения по способу и условиям определения поставщиков. Должностные лица штрафуются от 30 до 100 тысяч рублей;

  • Нарушения определения НМЦК по ГОЗ. Штраф на должностное лицо – от 30 до 50 000 руб.;

  • Отказ поставщика от заключения договора по государственному оборонному заказу. Должностное лицо штрафуют от 30 до 50 тысяч рублей, организация — от 300 до 1 000 тысячи рублей;

  • За непредставление предложений о стоимости продукции по ГОЗ и иных необходимых сведений. Должностное лицо будут платить от 30 до 50 тысяч рублей, организация – от 300 до 500 тысяч рублей;

  • За препятствие деятельности контролирующих органов по ГОЗ. Должностные лица заплатят от 20 000 до 50 000 руб., организация от 300 0000 до 500 000 руб.;

  • Ответственность за непредставление информации, документов и предоставление несоответствующих сведений контролерам ГОЗ. Штраф на должностное лицо – 15 000 руб., на организацию – от 100 000 руб. до 500 000 руб.

Уголовная ответственность за нарушение ГОЗ

Уголовная ответственность по ГОЗ грозит:

  • злоупотребление полномочий при выполнении ГОЗ ;

  • уклонение и отказ с административной ответственностью от заключения государственного контракта по ГОЗ;

  • злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ.

Нормативные регулирования ГОЗ

Основным законом, регулирующим государственную оборонную деятельность, является ФЗ 275 от 29.12.2012. Все заказы и действия государственной обороны осуществляются только в соответствии с нормами настоящего Закона.

Кроме этого, существуют два основных постановления правительства о ГОЗ.

  • ПП №47 от 19.01. 1998 г. - Правила ведения раздельного учета по гозоборонзаказу;
  • ПП №1465 от 02. 12. 2017 - О государственном регулировании стоимости на ГОЗ продукцию.
Еще при исполнении гособоронзаказа следует учитывать требования:

  • Приказ Министра обороны №6 от 16.01.2013 - Об утверждении заявления на соответствие оборонных изделий требованиям Заказчика;

  • Приказ Минпромторга №334 с 08.02. 2019 - Об утверждении перечня затрат, включенных в цену изделий по ГЗ;

  • Приказ Минпромторга №4849 с 22.11.2022 г. - Утверждение порядка передачи уведомления об окончательном исполнении договора ГОЗ в Уполномоченный Банк.
Похожие статьи