+7 917 887 95 50

Раздельный учет затрат по гособоронзаказу

Что такое раздельный учет ГОЗ, для чего он нужен и как вести раздельный учет ГОЗ в 1С?
Содержание:

Что такое раздельный учет гособоронзаказа?

Раздельный учет ГОЗ является наиболее подробным бухучетом результатов финансово-хозяйственной деятельности, расходов и ресурсов по договору. Расходы по ГОЗ отражаются отдельно по каждому заключенному договору. Раздельный учет гособоронзаказа существенно отличается от бухучета составом расходов, процессом разделения накладных расходов и описанием финрезультата.

Для чего нужен раздельный учет ГОЗ?

Ведение раздельного учета ГОЗ в бухгалтерии является условием для принятия участия в ГОЗ.

Раздельный учет по ГОЗ позволяет подтверждать затраты перед заказчиками и органами, осуществляющими контроль, а также обосновать освоение бюджетных средств.

Какие нормативные акты регламентируют раздельный учет?

В зависимости от вида сопровождения, правила раздельного учета можно классифицировать на две группы:

1. Постановление Правительства №47 от 19.01.98 закрепляет правила ведения раздельного учета для контрактов с банковским сопровождением

2. Приказ Минфина РФ №334 от 30.12.3030 закрепляет правила ведения раздельного учета для контрактов с казначейским сопровождением.

Все ли компании должны вести раздельный учет по гособорозаказу?

Обязательство ведения раздельного учета госконтрактов определяется ст.8 ФЗ №275 от 29.12.12 «О государственном оборонном заказе». Согласно данной статье, вне зависимости от очередности в цепочке по выполнению гособоронзаказа, раздельный учет по ГОЗ должны вести все компании.

Главная особенность раздельного учета ГОЗ

Порядок применения раздельного учета необходимо описать в отдельном документе - учетной политике. Документ можно оформить в виде приложения к учетной политике по бухгалтерскому учету.

Особое внимание при оформлении учетной политики раздельного учета нужно уделить подробному прописанию порядка и результата ведения раздельного учета госконтракта с применением ссылок правил ведения раздельного учета.

Правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности

Основные правила и нормативы ведения раздельного учета отражены в Приказе МинФина №210н от 10.12.2021 и ФЗ №540 от 27.11.2023.

Если Вы являетесь получателем целевых денежных средств, то необходимо обязательно ввести раздельный учет. Раздельный учет затрагивает следующие направления:

  • доходы
  • расходы
  • активы
  • обязательства
Раздельному учет ведется в разрезе контрактов, т.е. если вами заключено несколько договоров, финансирование которых является целевым, по каждому контракту ведется раздельный учет.

К основным правилам ведения раздельного учета, относятся следующие пункты:

1.Источником финансирования контрактов, подлежащих раздельному учету являются целевые денежных средства.
2.При раздельном учете ведется разделение не только по доходам, но и по расходам, активам и обязательствам.
3.Статьи затрат должны быть прописаны в учетной политике. Раздельный учет ведется на основании данных затрат.
4.Фактические расходы собираются в регистрах – карточке расходов по статьям, отчетам расходов и т.д
5. Накладные включаются в стоимость на основе избранного показателя, распределяются в соответствии со сроками исполнения государственного контракта.
6.Основанием для регистрации операций являются первичные и сводные документы. В данных документах указываются основные реквизиты и ИГК договора.
7.Цены должны содержать информацию о ее структуре.

В рамках раздельного учета согласно Приказа МинФина №210н от 10.12.2021 формируются документы, такие как:

  • бухгалтерская справка
  • расчет накладных затрат (Приказ МинФина №210н от 10.12.2021 приложение №1)
  • структура цены (Приказ МинФина №210н от 10.12.2021 приложение №2,3)
  • выписка (Приказ МинФина №210н от 10.12.2021 приложение №4)

Как вести раздельный учет по гособоронзаказу?

ведение раздельного учета по гособоронзаказу
  • Раздельный учет гособоронзаказа необходим для учета доходов, расходов и активов;
  • Введение учетной политики с подробным описанием метода раздельного учета госконтрактов
  • Аналитика проводится отдельно по каждому госконтракту
  • Структура цена отображается по статьям калькуляции

KaznahHelp в цифрах

  • 8 млрд ₽


    Платежей за 2023 год

  • 12 лет


    Занимаемся казначейством

  • 80%


    Экономия вашего времени

  • 100%


    В рамках закона РФ

Чем отличается раздельный учет от бухгалтерского?

При раздельном учете госконтрактов невозможно вести вместе котловой метод учета и накладные затраты вместе.

При котловом методе учета все затраты, вне зависимости от их типа, места возникновения и иного признака, будут отображаться на 20 счете без аналитического учета. В результате получается итоговая сумма расходов в течение периода, которую нельзя правильно и, хотя бы относительно реального распределить по виду производства или по договору.

Если товары разные и договоров много, котловый метод учета не позволяет полностью разделить себестоимость одного товара, рассчитать, какая реальная прибыль выходит по договору, анализировать причины увеличения или уменьшения стоимости, а также не дает оправдать такие затраты.

Накладные расходы программа сама распределяет при завершении месяца. Необходимо только отчистить их от реклам.

Таким образом, основная часть работы уже выполнена.

Трудности бывают, если вы имеете многоуровневые полуфабрикаты, которые переходят в полуфабрикаты и т. д. Тогда программу нужно серьезно доработать.

Виды расходов в раздельном учете госконтрактов и их подробное описание

  1. Расходы на выполнение работ/оказание услуг:
  • Заработная плата сотрудников, задействованных в выполнении контракта
  • Затраты на материалы, оборудование и прочие ресурсы, необходимые для выполнения работ
  • Расходы на транспортные услуги, если они предусмотрены контрактом
  • Прочие операционные расходы, связанные с выполнением контракта

2.Расходы на администрирование контракта:

  • Затраты на юридическое сопровождение контракта
  • Расходы на оформление необходимой документации и отчетности
  • Расходы на управление процессом выполнения контракта
  • Прочие административные расходы

3.Расходы на маркетинг и продвижение:

  • Затраты на рекламу и PR-мероприятия, связанные с выполнением контракта
  • Расходы на участие в выставках и конференциях, направленных на продвижение продукции/услуг
  • Расходы на разработку маркетинговых материалов и рекламных кампаний

4.Прочие операционные расходы:

  • Расходы на обучение сотрудников, связанные с выполнением контракта
  • Расходы на страхование имущества и ответственности
  • Расходы на аренду помещений и оборудования, если они не включены в стоимость контракта

При раздельном учете госконтрактов важно правильно классифицировать все расходы по соответствующим статьям и подробно отразить их в финансовой отчетности для мониторинга эффективности выполнения контрактов.

Как организовать учет на 20 счете?

Чтобы организовать учет на 20 счете нужно определиться с объектом учета.
В качестве объекта учета может выступать единица, которая в договоре обладает своей ценой, например, единица номенклатуры, этап работы, работа/услуга целиком.

После определения единицы, расходы по 20 счету нужно собирать не в целом по договору, а по выбранной вами единице. Это положение необходимо прописать в учетной политике.

К тому же чтобы вести аналитический учет на 20 счете, не требуется создавать субсчета. Достаточно наличие субконт на каждую единицу учета.

Если по нескольким договорам осуществляется поставка одинаковой номенклатуры, зная цену единицы товара, можно рассчитать цену договора.

Таким образом, себестоимость единицы товара по разным договорам за сравниваемый период, не может быть разным.

Раздельный учет ГОЗ в 1С 8.3 бухгалтерия

Когда речь идет об участии в государственном оборонном заказе, встает вопрос: «Как вести отчет в 1С?»

Это непросто, но возможно. В 1С существует возможность автоматизации процессов и ведения раздельного учет гособоронзаказов.

Прежде чем приступить к работе, нужно настроить программу согласно принятой учетной политике по раздельному учету. Для ведения в 1С раздельного учета ГОЗ нужно максимально приблизить бухгалтерский учет к раздельному:

  • Отразить в учетной политике список прямых и косвенных затрат
  • Указать в программе 1С базу распределения накладных расходов.
  • Отразить объект учета
  • Внести иные параметры.

Не существует точных шаблонов настроек для ведения раздельного учета гособоронзаказа в 1С бухгалтерия, все зависит от конфигурации программы. Это возможно осуществить при совместной работе специалистов и бухгалтеров, которые ведут в 1С учет гособоронзаказа и обладающих знаниями в этой области.

Отчетность организации по ГОЗ по введению раздельного учета

Отчетность организации по государственному заказу по введению раздельного учета предполагает представление информации о выполнении задач, поставленных перед организацией в рамках данного заказа.

Эти документы представляются организацией заинтересованным сторонам, таким как заказчик ГОЗ, руководство организации, контролирующие органы и другие заинтересованные лица. Отчетность по ГОЗ может быть обязательной или добровольной, в зависимости от условий контракта и законодательства.

К обязательным отчетам относятся следующие:

  1. Отчет о движении материальных запасов по объектам затрат.
  2. Отчет о затратах на материалы, переработку и выходную продукцию по объектам затрат.
  3. Отчет о затратах на заработную плату по объектам затрат.
  4. Отчет о затратах на основные производственные фонды по объектам затрат.
  5. Отчет о финансовых результатах по объектам затрат.

К добровольным отчетам относятся, например такие отчеты как:

  1. Отчет об исполнении плана мероприятий по введению раздельного учета в организации, в котором изложены конкретные шаги, предпринятые для осуществления проекта.
  2. Финансовый отчет о расходовании средств на внедрение раздельного учета, включающий информацию о затратах на приобретение необходимого оборудования, оплату услуг специалистов, обучение персонала и прочие расходы.
  3. Отчет о результатах внедрения раздельного учета, в котором описываются достигнутые цели, улучшения в организации бухгалтерского учета, сокращение ошибок и увеличение эффективности работы сотрудников.

Какие документы обосновывающие затраты в раздельном учете гособоронзаказа?

Документы, которые обосновывают затраты в раздельном учете гособоронзаказа, включают:

  1. Смету затрат на выполнение конкретного гособоронзаказа, которая должна быть утверждена заказчиком.
  2. План производства, который содержит информацию о сроках выполнения мероприятий, объемах работ, используемых ресурсах и прочих деталях выполнения заказа.
  3. Отчеты о выполненных работах и затратах, подтверждающие фактические затраты на выполнение заказа.
  4. Документацию по закупке материалов, оборудования и услуг, используемых при выполнении гособоронзаказа.
  5. Документы, подтверждающие оплату труда сотрудников, занятых на выполнении заказа (например, табели учета рабочего времени).
  6. Другие документы, которые могут быть необходимы для подтверждения затрат в рамках гособоронзаказа.

Что будет, если не вести раздельный учет по ГОЗ?

Если не вести раздельный учет по ГОЗ, это может привести к нарушениям законодательства о государственной обороне, экономической безопасности и конфиденциальности информации. Это также может повлечь за собой административные, финансовые и уголовные ответственности для организации или лица, не соблюдающих требования по раздельному учету ГОЗ. В результате, компания может лишиться возможности участвовать в государственных закупках, потерять репутацию на рынке и понести финансовые убытки.

Ответственность за нарушение законодательства в рамках ГОЗ

В соответствии с законодательством РФ КоАП РФ Статья 15.37, при отсутствии раздельного учета в ГОЗ все статьи ответственности могут быть применены к лицу, которое не обеспечивает правильное ведение учета, а именно:

1.Административная ответственность: лицо, виновное в необеспечении раздельного учета в ГОЗ, может быть привлечено к штрафу или административному аресту на определенный срок.

Административный штраф накладывается, при возникновении следующих моментов:

  • если клиент не ведет раздельный учет при ГОЗ, штраф составит
на должностной лицо от 20 000 до 50 000 руб.
на юридическое лицо от 300 000 до 500 000 руб.

  • при грубом нарушении ведения раздельного учета. штраф составит
на должностной лицо от 50 000 до 100 000 руб., либо исключение до 3х лет
на юридическое лицо от 500 000 до 1 000 000 руб.
Грубым нарушением считается искажение размера затраты более чем на 10%.

  • при нарушении сроков и порядка предоставления отчета о выполнении договора, штраф составит
на должностной лицо от 20 000 до 50 000 руб.
на юридическое лицо от 100 000 до 300 000 руб.

2.Финансовая ответственность: лицо, не обеспечивающее раздельный учет в ГОЗ, может быть обязано возместить ущерб, причиненный таким нарушением.

3.Уголовная ответственность: в случае умышленного нарушения правил учета в ГОЗ, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, что может привести к лишению свободы.

Частые ошибки при ведении раздельного учета по ГОЗ

  1. Неправильное определение объектов основных средств (ОС) и группировок в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 "Учет ОС".
  2. Ошибки при заполнении расчета налога на добавленную стоимость (НДС) по ГОЗ.
  3. Неверное применение правил амортизации для объектов основных средств в рамках ГОЗ.
  4. Ошибки при оформлении первоначальной стоимости ГОЗ и их последующей корректировке.
  5. Неверное учет операций по продаже, списанию или выводу из эксплуатации объектов основных средств по ГОЗ.
  6. Неправильное учет затрат на создание, модернизацию или ремонт объектов основных средств в рамках ГОЗ.
  7. Нарушение правил оценки стоимости объектов основных средств по ГОЗ.
  8. Недостаточное документальное сопровождение операций по ГОЗ.
  9. Неактуальность и ошибки в оформлении учетной политики предприятия по ГОЗ.
  10. Недостаточная квалификация сотрудников, отвечающих за ведение раздельного учета по ГОЗ.

Свежие статьи:

Показать еще
Получите доступ ко всем статьям и публикациям в нашем блоге. Оставайтесь в курсе всех событий вместе с нами!